знание врожденное


знание врожденное
        ЗНАНИЕ ВРОЖДЕННОЕ — унаследованные родоспецифические когнитивные программы и метапрограммы, схемы и образцы поведения, нормы реакции, мыслительные стратегии и т.д., доступные эмпирическим исследованиям. Многие философы и естествоиспытатели в той или иной форме допускали и допускают существование 3. в., или «врожденных идей», — Платон, Аристотель, Августин, схоластики, Ф. Бэкон, Декарт, Лейбниц, Юм, Кант, Гельмгольц, К. Лоренц, Пиаже, Юнг, Леви-Строс, Хомский и др. Однако вплоть до 20 в. под терминами «врожденные идеи» и «3. в.» понимались, как правило, «данные Богом от рождения» абстрактные идеи, аксиомы логики, «идолы рода», первые принципы, необходимые истины, формы созерцания и категории, инстинкты, правила заключений и т.п. С середины 20 в., благодаря усилиям, главным образом, этологов, генетиков и нейробиологов, были заложены основы научных исследований 3. в. Оказалось, что в качестве врожденных, наследуемых когнитивных структур следует рассматривать не знания как таковые, а, скорее, «базы знаний». Речь идет о генетически контролируемых и наследуемых когнитивных программах и метапрограммах, о своего рода встроенном в когнитивную систему живых существ информационном обеспечении, которое управляет их поведением, обеспечивает адаптацию и выживание. Тем самым было опровергнуто также и выдвинутое представителями классического эмпиризма (Д. Локк, Т. Гоббс, П. Гассенди и др.) предположение, что человеческий разум — это «чистый лист бумаги», tabula rasa, на которой чувственные впечатления отпечатываются, как в воске.
        Современная биология располагает весьма убедительными данными о том, что поведение живых существ и работа их когнитивной системы находятся под генетическим контролем. В пользу этого, в частности, свидетельствует наличие генетически контролируемых репертуаров (наблюдаемых, напр., при вылупливании птенцов или обеспечивающих навигацию мигрирующим птицах), а также врожденных когнитивных способностей (в том числе способность перцептивно воспринимать объемные фигуры, величину объектов, способность к ритуальному поведению и т.д.). Степень биологической запрограммированности работы когнитивной системы различных живых существ варьируется весьма в широких пределах, и наряду с генетическими факторами большее или меньшее влияние на их поведение оказывает опыт, т.е. адаптивно ценная информация, приобретенная посредством научения или иным внесоматическим путем. Приобретенные поведенческие признаки не наследуются и в силу этого не подвергаются естественному отбору, однако имеет место отбор адаптивно ценных генетических признаков, которые предрасполагают к определенным формам поведения.
        Работа когнитивной системы человека также генетически контролируется. Но поведение людей намного пластичнее, чем животных, поскольку оно управляется несопоставимо более объемным и более «продвинутым» программным обеспечением, изначально встроенным в их когнитивную систему. Около 80% ген из генома человека обслуживают его мозг — они необходимы для того, чтобы сформировать мозг, обеспечить его функционирование и развитие, работу когнитивной системы, базирующейся на нейронных сетях мозга. Человеческий мозг аккумулировал все достижения когнитивной эволюции за последние 500 млн лет. Человек появляется на свет, будучи весьма капитально оснащенным для познания, т.к. большинство когнитивных программ задействуются с рождения. Исследования показывают, что младенцы следят глазами за цветовыми пятнами и могут различать цвета, реагируют с большим интересом на карты с рисунком, чем на одноцветные карты, с большим вниманием смотрят на сложные образы, на лица людей, могут оценивать глубину и т.д. Таким образом, когнитивные программы, обеспечивающие пространственное видение, восприятие движения, цвета, пространственной глубины, а также репрезентацию когнитивной информации в формате перцептивных образов и т.п., являются врожденными. Новорожденные дети также предпочитают сахар, им не нравится пища, содержащая соль, кислоту, горечь, они проявляют беспокойство в присутствии чужих людей, у них имеется врожденная способность сосать, хватать предметы, ходить, оптически фиксировать источник звука (даже у детей, родившихся слепыми). Кроме того, есть основания предполагать наличие у представителей человеческого рода врожденного страха перед глубиной, высотой, змеями, 3. в. (эталона) человеческого лица (не какого-то конкретного лица), речевой способности и потребности в речевом общении, а также, возможно, некоторых базисных грамматических структур («универсальная грамматика»). Частично врожденны интеллект, музыкальные способности, отдельные структуры (напр., modus ponens) логико-вербального мышления, элементарные математические структуры (напр., групповые структуры и построение инвариантов), когнитивные механизмы выявления причинно-следственных отношений и каузальное мышление. Человек обладает также весьма широким арсеналом врожденных мыслительных стратегий, характерных для его доминирующего когнитивного типа мышления, — эвристик, алгоритмов, способов абстрагирования и выведения следствий, обучающих программ, механизмов научения языку, диспозиций и предрасположенностей, которые формируются согласно некоторым генетически установленным программам при наличии определенной информации, извлекаемой из окружающей среды.
        Встроенные в когнитивную систему человека когнитивные программы и метапрограммы (включая мышление и сознание) являются результатом биологической (когнитивной) и социокультурной эволюции и поэтому филогенетически апостериорны. Эволюционный успех человеческих популяций, конечно, не означает, что наши врожденные «базы знаний» представляют собой некие «абсолютные истины». Тем не менее когнитивная система человека исключительно хорошо адаптирована к особенностям внешнего мира. Наше врожденное программное обеспечение позволяет информационно контролировать окружающую среду и получать знания, которые частично соответствует реальным структурам. Только при этих условиях оказались возможными выживание и успешная эволюция Homo sapiens sapiens.
        И.П. Меркулов
        Лит.: Фоллмер Г. Эволюционная теория познания. М., 1998; Меркулов И.П. Эпистемология. Т. 1. СПб., 2003; Lamsden C.J., Wilson E.O. Genes, Mind and Culture: Coevolutionary Process. Cambridge, Mass., 1981.

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.

Смотреть что такое "знание врожденное" в других словарях:

  • врожденное знание —         ВРОЖДЕННОЕ ЗНАНИЕ родоспецифические когнитивные программы и метапрограммы, схемы и образцы поведения, нормы реакции, мыслительные стратегии и т.д., доступные эмпирическим исследованиям. Многие философы и естествоиспытатели в той или иной… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ЗНАНИЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ —     ЗНАНИЕ В АРАБО МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Благодаря слитости процессуального и субстанциального аспектов в категории масдара (отглагольного существительного) арабское языковое мышление имеет тенденцию рассматривать процесс и результат как нечто …   Философская энциклопедия

  • ЗНАНИЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. — ЗНАНИЕ В АРАБО МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Благодаря слитости процессуального и субстанциального аспектов в категории масдара (отглагольного существительного) арабское языковое мышление имеет тенденцию рассматривать процесс и результат как нечто… …   Философская энциклопедия

  • ВРОЖДЕННОЕ ЗНАНИЕ —         гносеологич. учение идеа листич. рационализма, признающее наличие знания, которое имеет доопытное происхождение и характеризует универс. принципы бытия и познания. Согласно одному из вариантов этой концепции, В. з. изначально присуще… …   Философская энциклопедия

  • врожденное знание — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN indigenous knowledge Local knowledge that is unique to a given culture or society, which is the basis for local level decision making in agriculture, health care, education and …   Справочник технического переводчика

  • ВРОЖДЕННОЕ — все то, что мы несем в себе с самого рождения. Проблема врожденных черт характера это проблема наследственности. Черта, с течением жизни приобретенная одним поколением, не становится тут же врожденной чертой последующего поколения. Это происходит …   Философский словарь

  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОЖИЯ — разработанные в философии и богословии теоретические аргументы, обосновывающие средствами человеческого разума необходимость признания существования Бога. В Свящ. Писании ВЗ и НЗ, к рое свидетельствует о Боге и является основанием христ. веры в… …   Православная энциклопедия

  • Зенон —     Зенон, сын Мнасея (или Демея), из Кития, что на Кипре, греческом городе с финикийскими поселенцами. У него была кривая шея (говорит Тимофей Афинский в Жизнеописаниях ), а сам он, по свидетельству Аполлония Тирского, был худой, довольно… …   О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

  • ЛЯН ЧЖИ — благосмыслие (врожденное, естественное, природное, априорное, доопытное нравственное знание, интуиция, сознательность, совесть) термин китайской философии, главным образом конфуцианства, представляющий знание субъект объектно: как благое,… …   Энциклопедия Кольера

  • ЛЯН ЧЖИ —     ЛЯН ЧЖИ (кит., буквально благосмыслие, врожденное, естественное, природное, априорное, доопытное нравственное знание, интуиция, сознательность, совесть) термин китайской философии, гл. о. конфуцианства, представляющий знание субъект объектно …   Философская энциклопедия

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.